12 февраля 2021
Торговая политика стран в условиях пандемии в 2020–2021 гг. Часть 1. Меры регулирования импорта

Анна Тангаева, начальник отдела тарифных барьеров и доступа на рынки Исследовательского центра Международная торговля и интеграция, представляет первую часть обзора основных мер, предпринятых правительствами стран в сфере регулирования внешней торговли в ответ на риски, возникающие в связи с COVID-19.

В течение 2020 года в условиях социальной и экономической неопределенности, вызванной пандемией COVID-19, меры регулирования импорта и экспорта критически важных товаров выступали как способ защиты национальных интересов, в первую очередь в плане сохранения жизни и здоровья граждан.

Подробнее о мерах торговой политики, предпринятых странами в марте — апреле 2020 года, читайте в материале «Торговая политика стран в условиях пандемии».

Впоследствии часть этих мер была отменена, другая часть сохранила или расширила свое действие. Также странами предпринимались усилия, направленные на повышение контроля качества поступающих из-за рубежа товаров, необходимых для борьбы с COVID-19.

Подробнее о мерах торговой политики, предпринятых странами в апреле — июне 2020 года, читайте в материале «Торговая политика стран в условиях пандемии. Основные изменения».

Дальнейшие принятые меры, обоснованные влиянием пандемии, затрагивают весьма широкий круг секторов, однако, как и ранее, большая часть мер направлена на преодоление дефицитов отдельных рынков — товаров, необходимых для борьбы с пандемией, а также продовольствия.

В данной статье будут рассмотрены меры регулирования импорта, направленные как на ограничение, так и на облегчение импорта.

Либерализация импорта

Бразилия продолжила масштабную либерализацию импорта, начатую в марте 2020 года. В соответствии с Резолюцией № 146 Исполнительного комитета Внешнеторговой палаты Бразилии (Gecex) от 15 января 2021 года расширен перечень товаров, необходимых для борьбы со вспышкой COVID-19 и освобождаемых от импортных пошлин. Всего в перечень добавлено 259 товарных подсубпозиций, из которых 150 составляют различные медицинские принадлежности и оборудование. Пошлины на данную продукцию ранее составляли от 2% до 35% в зависимости от товара.

Аналогичные меры были предприняты правительством Аргентины 14 сентября 2020 года: Указом 745/2020 на период до 11 марта 2021 года расширен перечень беспошлинных товаров, необходимых для борьбы с COVID-19, принятый в апреле 2020 года.

В рамках комплекса мер по восстановлению экономики в Парагвае были снижены сборы, применяемые к импорту, что в совокупности уменьшило затраты на импорт на 30–40%.

В Индонезии были предприняты существенные меры по снижению затрат на импортируемые сырье и компоненты для широкого круга отраслей, затронутых пандемией COVID-19. На период с октября по декабрь 2020 года от уплаты таможенных пошлин были освобождены следующие категории импорта: сырье для производства лапши быстрого приготовления, кормов для животных, подсластителей, консервированной кукурузы, рыбных и мясных консервов, хлебопекарных и кондитерских изделий, переработки фруктов, а также сырье для предприятий по переработке морских водорослей, картофелеперерабатывающей, молочной промышленности, промышленности по переработке какао, производству очков, детских игрушек, шин, дезинфицирующих средств для рук и мыловаренной промышленности, резиновых перчаток, фармацевтики, средств индивидуальной защиты и защитной одежды, медицинского и больничного оборудования, аппаратов ИВЛ, велосипедов, мотоциклов, судоходной промышленности, электронных компонентов, телекоммуникационного оборудования, сотовых телефонов, оптоволоконных кабелей, смарт-карт. В целях обеспечения поставок вакцины против COVID-19 на внутренний рынок в Индонезии обнулены пошлина и НДС на импортируемые вакцины, а также НДС на сырье для их изготовления.

В целях борьбы с COVID-19 и обеспечения доступности аппаратов ИВЛ 18 декабря 2020 года Министерством финансов Вьетнама издано Постановление № 2138 / QD-BTC, освобождающее от импортной пошлины материалы и оборудование для их производства. Ввозные пошлины на данную продукцию снижены с уровня в 4,5–23,8% до 0%.

На период с 6 августа 2020 года до 31 декабря 2020 года в Великобритании был существенно расширен перечень товаров, необходимых для борьбы c COVID-19, освобожденных от уплаты импортных пошлин и НДС. В данный перечень вошли некоторые лекарства (дексаметазон и др.), дезинфицирующие средства (поверхностно-активные вещества и др.), медицинские расходные материалы, медицинские устройства и оборудование (увлажнители воздуха, баллоны с медицинским газом, ультрафиолетовые лампы, инвалидные коляски), а также СИЗ и другие защитные средства (резиновые перчатки, бахилы и предметы одежды). С 24 ноября 2020 года от пошлин и НДС также освобождены импортируемые вакцины от COVID-19.

В целях обеспечения максимального уровня доступа к поставкам продукции, необходимой для борьбы с COVID-19, в ЕС принят Регламент (ЕС) 2020/2020 от 11 декабря 2020 года, предусматривающий временное снижение НДС на медицинские устройства для диагностики in vitro, а также на разрешенные вакцины против COVID-19. На данный момент в ЕС разрешены три вакцины — немецко-американская BioNtech / Pfizer, британско-шведская AstraZeneca и американская Moderna. Регламент действует на период до 31 декабря 2022 года.

26 июля 2020 года правительство Франции приняло постановление, понижающее ставку НДС с 20% до 5,5% на импортируемую защитную одежду, необходимую для борьбы с пандемией COVID-19, на период до 31 декабря 2021 года.

В целях обеспечения гибкости и скорости государственных закупок основных медицинских товаров, необходимых для борьбы с пандемией COVID-19 в рамках работы Агентства США по международному развитию (USAID), на период с 23 октября 2020 года по 30 апреля 2021 года сняты ограничения по допуску стран-поставщиков к закупкам Агентства. Мера распространяется на средства индивидуальной защиты, медицинские изделия и оборудование, фармацевтические препараты и др.

22 июня 2020 года Министерство финансов, экономики, доходов и статистики Пакистана в Уведомлении SRO 558 (I) / 2020 объявило об освобождении от таможенной пошлины и дополнительной таможенной пошлины на импорт готового лекарственного препарата ремдесивир, используемого для лечения COVID-19 (ранее составлявшие 11% и 2% соответственно).

В Узбекистане продлен режим беспошлинного импорта, введенный в апреле 2020 года, в отношении основных видов продовольствия, гигиенических средств и медоборудования на срок до 31 декабря 2021 года.

В рамках комплекса мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции, в странах ЕАЭС на период с 3 июля по 30 сентября 2020 года были освобождены от уплаты таможенных пошлин импортируемые средства индивидуальной защиты одноразового применения (шапки и капюшоны); ряд химических веществ, используемых для производства лекарственных и дезинфицирующих средств; а также пленки из полимеров винилхлорида и резиновые муфты, применяемые в производстве медицинских изделий, необходимых для борьбы с пандемией. В отношении установленного в марте 2020 года режима беспошлинного импорта товаров, необходимых для борьбы с COVID-19, в ноябре 2020 года Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) было принято решение о его продлении до 31 марта 2021 года. Перечень данной продукции включает компоненты и материалы для производства лекарственных и дезинфицирующих средств, медицинских препаратов, респираторы, защитные очки, резиновые перчатки, некоторые медицинские изделия и аппаратуру, а также боксы и носилки для транспортировки пациентов. Вместе с тем, из перечня были исключены товары, по которым налажено собственное производство в достаточном количестве: тест-системы для выявления заболевания, готовые противовирусные дезинфицирующие средства, лабораторные термосумки и медицинские морозильники, бинты, вата, марля, некоторые одноразовые средства индивидуальной защиты (маски и бахилы).

В ряде стран либерализация доступа на внутренний рынок коснулась некоторых значимых продовольственных товаров. В Турции на период с 21 октября по 31 декабря 2020 года были обнулены импортные пошлины на пшеницу и ячмень, ранее составлявшие 45%. В Бразилии на период с 22 октября 2020 года по 15 января 2021 года были обнулены импортные пошлины на сою, соевое масло и соевый жмых, ранее составлявшие 8%, 10% и 6% соответственно, а также на период до 31 марта 2021 года — пошлина на семена кукурузы, ранее составлявшая 8%. Аналогичные временные меры применялись в Чили в отношении пшеницы и пшеничной муки, на Шри-Ланке в отношении лука, чечевицы, сахара и некоторых видов рыбы, а также в Индонезии, как было сказано выше.

Меры реагирования на риски распространения COVID-19 в сфере внешней торговли проявились в самых разных товарных сегментах. Так, с 29 августа 2020 года в Королевстве Бутан был временно отменен запрет на импорт и продажу табака и табачных изделий, действовавший в стране с 2010 года. Импорт был разрешен с целью прекращения незаконного ввоза табака, в частности через границу с Индией, где из-за потока табачных контрабандистов наблюдался рост выявленных случаев COVID-19. С 3 августа 2020 года в Колумбии на полгода были обнулены импортные пошлины на электрические аккумуляторы: в связи с тем, что на фоне COVID-19 существенно выросли мировой спрос и цены на телекоммуникационное оборудование, возникла необходимость сокращения импортных затрат на данную продукцию.

Ограничения импорта

Немногочисленные меры ограничительного характера в отношении импорта продукции, необходимой для борьбы с COVID-19, направлены в первую очередь на контроль качества данной продукции. Так, с 16 сентября 2020 года в Тайване действует требование получения разрешения на импорт медицинских масок.

В целях «более гибкого соблюдения технических требований» в связи с COVID-19 с 26 мая 2020 года в Бразилии действуют временные и чрезвычайные критерии применения исключений к конкретным техническим требованиям надлежащей практики производства и импорта лекарственных средств и активных фармацевтических ингредиентов.

Министерством финансов Шри-Ланки издано Постановление № 5 от 17 августа 2020 года о контроле за импортом и экспортом, расширяющее перечень продукции, временно запрещенной к импорту в связи с пандемией COVID-19, принятый в марте 2020 года. Постановление запрещает импорт бывших в употреблении одежды, компьютерной техники и пил с 18 августа 2020 года.

Отдельные случаи чрезвычайных мер запретительного характера имеют экономическую природу и вводятся с целью оказания поддержки национальным производителям.

Так, по оценкам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, российские предприятия полностью покрывают текущий спрос на средства индивидуальной защиты, в связи с чем с 23 декабря 2020 года Правительство России ограничило доступ иностранных поставщиков из третьих стран (кроме ЕАЭС) к государственным закупкам медицинских масок на период до 31 декабря 2021 года.

В связи с падением спроса на строительные материалы в результате сокращения строительных работ в период пандемии 2020 года некоторые страны в целях поддержки отечественных производителей применяли временные ограничения на импорт цемента. Так, в соответствии с Приказом Министра промышленности и инфраструктурного развития Казахстана от 9 апреля 2020 года № 191 «О некоторых вопросах импорта цемента» с 27 апреля 2020 года по 27 октября 2020 года в Казахстане действовал запрет на импорт цементного клинкера, портландцемента, цемента глиноземистого и прочего цемента гидравлического из стран, не являющихся членами ЕАЭС. Запрет основывался на оценках самообеспеченности внутреннего строительного рынка цементом отечественного производства. Аналогичный запрет был введен в Узбекистане на период с 1 мая по 31 декабря 2020 года в отношении импорта портландцемента белого и портландцемента прочего из всех стран, однако запрет был отменен спустя месяц.

С 13 июля 2020 года в Нигерии введен временный запрет на ввоз кукурузы с целью поддержки местного производства в условиях пандемии COVID-19.

6 октября 2020 года Министерство сельского хозяйства Филиппин временно запретило импорт риса на период октябрь — ноябрь 2020 года, чтобы поддержать внутренние цены во время основного урожая в сезон дождей.

Таким образом, в торговой политике стран в отношении импорта в условиях пандемии COVID-19 превалируют меры либерализации импорта критически важных медицинских товаров и других товаров первой необходимости с целью облегчения доступа населения стран к жизненно важной продукции. Протекционизм с целью поддержки национальных производителей в условиях COVID-кризиса носит точечный характер, меры запретительного характера применялись в отдельных критически значимых товарных секторах, и большинство из них к настоящему моменту прекратили свое действие.

Информация о публикации второй части исследования «Торговая политика стран в условиях пандемии в 2020–2021 гг.», посвященного мерам регулирования экспорта, будет размещена на нашем сайте в разделе «Новости» в ближайшее время. Следите за обновлениями!

Актуальная информация по всем аспектам участия России и стран ЕАЭС в международной торговле в удобном формате и всегда у вас под рукой — в нашем аккаунте в Instagram @itandi_ru.