Генеральный директор Исследовательского центра Международная торговля и интеграция Владимир Саламатов рассказал в интервью Forbes о том, как карантинные меры в Италии скажутся на организации и объёмах поставок в третьи страны, в том числе и в Россию.
Россия — пятый по величине торговый партнёр Италии по стоимостному объёму экспортированной продукции в 2019 году (исключая экспорт в страны — члены ЕС) после США, Швейцарии, Китая и Турции. Согласно данным International Trade Center (ITC), в 2019 году экспорт Италии в Россию составил $8,8 млрд. В основном Италия экспортирует в Россию иммунные сыворотки и фракции; мебель; краны, клапаны и вентили; обувь; лекарственные средства; машины и промышленное оборудование; одежду; механические устройства; виноградные вина; части и принадлежности моторных транспортных средств; насосы; турбореактивные двигатели; чемоданы и сумки.
В первую очередь поставки будут нарушены из-за приостановки производства в Италии. По данным Индекса менеджеров по закупкам (PMI) на 1 апреля 2020 года, производственная активность в Италии сократилась на 17,2% по сравнению с данными на 2 марта 2020 года. Крупнейший итальянский производитель электронных и электромеханических компонентов для автомобилей MTA приостановил работу своих производственных площадок, в первую очередь в Кодоньо, а в результате приостановили свою деятельность и компании FCA Mirafiori, Cassino, Melfi, Sevel, Renault, BMW и Peugeot. Заводы итальянских производителей Lamborghini и Ducati также будут простаивать.
Гораздо более серьёзная проблема связана с поставками медикаментов и фармпрепаратов. По итогам 2019 года в структуре импорта России из Италии лидировали именно фармацевтические товары (9,1% стоимостного объёма импорта России из Италии), в первую очередь — алкалоидные лекарственные средства (к ним относятся, например, антиаритмические, противокашлевые, противоопухолевые, сосудорасширяющие, противомалярийные препараты): на эту товарную позицию приходилось 5,4% стоимостного объёма российского импорта из Италии. На втором месте — лекарственные средства, содержащие антибиотики (1,2% стоимостного объёма российского импорта из Италии). Общий объём импорта итальянской фармацевтической продукции и ингредиентов по итогам 2019 года составил около $1 млрд.
Принимая во внимание важность торговли с Италией для России, экономикам обеих стран предстоит пройти процесс адаптации к произошедшим изменениям. На текущий момент в полной мере оценить влияние пандемии на объёмы торговли Италии с Россией не представляется возможным из-за отсутствия новых статистических данных, однако российским компаниям уже сейчас необходимо оценивать возникающие риски и разрабатывать меры по борьбе с похожими явлениями в будущем.
Интервью вышло в рамках проекта Forbes Contributor, где эксперты озвучивают свои мнения и объективные комментарии по поводу событий, происходящих в мире. Подробнее ознакомиться с текстом статьи можно на официальном сайте Forbes, а также на нашем сайте в разделе «Статьи».
Также предлагаем вам ознакомиться со справочным материалом о торговых мерах, применяемых членами ВТО для обеспечения защиты от пандемии COVID-19, подготовленным экспертами Исследовательского центра Международная торговля и интеграция.