15 января 2020
Цифровизация – основной источник компенсации затрат на логистическом рынке

Генеральный директор Исследовательского центра Международная торговля и интеграция (ITI) Владимир Саламатов выступил в качестве модератора на экспертной дискуссии «Управление цепями поставок в условиях цифровизации локальных и глобальных рынков». Мероприятие состоялось 15 января в рамках XI Гайдаровского форума, который прошёл в стенах Президентской академии.

Специалисты едины во мнении, что цифровизация в логистике способствует скорейшему развитию отрасли и что эффект от неё будет носить мультипликативный характер. Уже несколько лет государственные органы, в том числе и таможенные, активно участвуют в поиске способов устранения некоторых проблем в логистическом секторе, за счет возможностей, которые предоставляет «Индустрия 4.0».

«Если мы обратим внимание на индекс ERAI, который разработала и представила публике „Объединённая транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс“ (ОТЛК ЕРА), которая организована тремя железными дорогами — России, Казахстана и Белоруссии, — то увидим, что их индекс даёт нам актуальную информацию по стоимости и скорости провоза от границы с Китаем до границы с Европой всех грузов. Так как один из выступающих на нашей панели — это представитель компании „Балтика“, которая производит различные напитки, то мы посмотрели, есть ли какая-то динамика с точки зрения провоза этой категории товаров от Европы до Китая и обратно, посмотрели затрачиваемое время и выяснили, что, действительно, предпринимаемые усилия, в том числе и таможенных служб, по всем показателям дали нам сокращение до двадцати пяти процентов времени нахождения в пути контейнеров, которые доставляются ОТЛК», — рассказал Владимир Саламатов, генеральный директор ITI.

Марсель Шабанов, руководитель отдела бизнес-анализа и управления проектами в ООО «Пивоваренная компания «Балтика», подчеркнул: «Цифровизация — это элемент выживания. Если в ближайшее время компании не будут заниматься цифровизацией и цифровой трансформацией, то они не только потеряют конкурентное преимущество — вопрос выживания для них выйдет на первое место».

Особый акцент в своём выступлении Марсель Шабанов сделал на том, что современный подход к управлению цепями поставок действительно устаревает, потому что не даёт возможности быстро реагировать на меняющиеся рыночные условия.

«Почему важна быстрота управления и реагирования при трансграничных поставках, быстрота проведения операций таможенной службой? По той причине, что на всех этапах пути груза у нас идёт непрерывное общение большого числа участников логистического процесса между собой, и это, конечно, создает определённые сложности. Но если бы мы могли загружать в систему много информации сразу и забирать оттуда только необходимую нам при оформлении очередного этапа движения и сопровождения груза — мы бы, конечно, получили колоссальный эффект», — отметил Владимир Саламатов.

Полностью контролировать весь логистический путь для отслеживания цепочки поставок детского питания вплоть до покупателя предлагают крупнейшие продовольственные компании Carrefour и Nestle, которые создали совместный продукт IBM Food Trust на основе технологии блокчейн.

Посетитель платформы загружает QR-код с упаковки своего товара и получает данные о происхождении ингредиентов, о дате и месте производства товара. Платформа значительно повысила уровень доверия покупателей, поскольку она наглядно показывает, насколько строгие стандарты выдерживаются при производстве органических продуктов, что особенно важно для потребителей детского питания.

Полную информацию о происхождении и характеристиках бриллиантов могут теперь получать китайские потребители и ювелиры с помощью мини-приложения Everledger внутри китайского мессенджера WeChat. Приложение позволяет купить бриллиант, оплатив его через платёжную систему WeChat Pay, получить сертификат с уникальными данными камня и подтвердить его происхождение через блокчейн-платформу Everledger.

Приложение запущено совместно российской алмазодобывающей компанией «Алроса» и китайской компанией Tencent, создавшей WeChat. При этом «Алроса» рассчитывает, что проект значительно повлияет на рост продаж в Китае.

В целом участники дискуссии единогласно высказались о необходимости цифровизации сектора логистических услуг. Среди самых ожидаемых изменений на рынке в 2020 году эксперты выделили экономику совместного пользования, обеление рынка, маркировку продукции и электронный документооборот.

Напомним, Гайдаровский форум традиционно проходит в начале года в Москве. В одиннадцатый раз мероприятие состоялось 15–16 января 2020 года. Главной его темой был тезис: «Россия и мир: вызовы нового десятилетия». В мероприятии приняли участие свыше 18 000 участников, включая 600 спикеров из более 30 стран, среди которых были ведущие мировые учёные, политики, представители финансовых кругов и мировой бизнес-элиты. С полным списком сессий можно ознакомиться на официальном сайте XI Гайдаровского форума.