14 ноября 2019
ITI на Международном экспортном форуме «Сделано в России»

14 ноября в Москве прошёл экспортный форум «Сделано в России». Большинство дискуссий мероприятия были посвящены таким вопросам реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт», как международная торговля, промышленный экспорт, экспорт товаров и услуг агропромышленного комплекса, логистика и применение опыта субъектов Российской Федерации на международном рынке.

Владимир Саламатов, генеральный директор Исследовательского центра Международная торговля и интеграция, выступил в роли спикера на сессии в формате круглого стола «Комплексные транспортные решения для развития несырьевого экспорта». Основной темой дискуссии являлась разработка комплексных логистических сервисов, направленных на стимулирование экспортных перевозок, в том числе с использованием мер господдержки, а также с предоставлением гибких тарифных решений.

Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» включает в себя пять федеральных проектов, в том числе проект «Логистика международной торговли». При формировании этого проекта был выявлен ряд острых проблем, связанных не только с транспортировкой грузов отдельными видами транспорта, но и с мультимодальными перевозками, например отсутствие электронного документооборота и необходимость формирования новых логистических маршрутов.

Российский экспортный центр большое внимание уделяет поиску возможностей для устранения подобных проблем. В будущем году в рамках работы по единому окну РЭЦ планирует запустить проект, который призван помочь экспортёрам, в особенности малым компаниям, которые только начинают выходить на зарубежные рынки.

«Девять транспортно-логистических российских компаний согласились принять участие в проекте Российского экспортного центра, который осуществляется в рамках работы по единому окну. Суть проекта, который откроется в будущем году: сервис, благодаря которому можно будет обозначить точку „А“, например город Омск, точку „Б“, например город Берлин, — и вам девять транспортно-логистических российских компаний предложат свои маршруты от точки зарождения груза до получателя», — пояснил Владимир Саламатов.

Другая проблема связана с дозагрузкой контейнеров, которые следуют из Европы в Китай. Большие возможности открывает Объединённая транспортно-логистическая компания (ОТЛК), которая на этом маршруте занимает доминирующее положение. На сегодняшний день в России нет функционирующих транспортно-логистических центров, где можно было бы догружать такие контейнеры. Кроме того, Европейский союз существенно загружает обратный поток: если ещё несколько лет назад контейнеры шли или морем, или пустыми, то сегодня до 80–88% контейнеров идут загруженные.

«Наши ориентиры — существенное увеличение объёмов экспорта той продукции, которую как раз и создают малые и средние компании. Опыт ОТЛК, которая только начинает развиваться, и опыт других компаний должен обеспечить нам облегчённое движение грузов в сторону Европейского союза и других наших получателей», — отметил Владимир Саламатов.

Ключевой элемент для успешного развития логистики международной торговли — это переход на обмен данными между субъектами информационного взаимодействия.

«Есть такой термин „трубопровод данных“. Он говорит о том, что не нужно иметь только одну точку ввода информации, нужно добавлять её на всех этапах перевозки для получения всей информации. Если экспортёр в самом начале дал информацию, то она идёт по всем остальным шагам перевозки и добавляется на каждом из них, и по мере приближения к концу пути необходимо добавлять всё меньшее количество информации. Это тот путь, которым нам необходимо идти, для того чтобы граница не была преградой для свободного движения грузов», — объяснил Владимир Саламатов.

Кроме того, в рамках круглого стола «Комплексные транспортные решения для развития несырьевого экспорта» участники дискуссии, в числе которых были руководители крупных российских и зарубежных логистических компаний, эксперты по вопросам экспорта, а также представители органов исполнительной власти, обсудили ряд не менее важных для развития несырьевого экспорта вопросов, а именно:

- электронный документооборот перевозок грузов;
- единая мультимодальная транспортная накладная;
- ускорение и облегчение прохождения контрольных процедур;
- запуск ускоренных контейнерных поездов «Агроэкспресс» с отечественной агропродукцией;
- внедрение систем цифровой логистики.

Напомним, шестой Международный экспортный форум «Сделано в России» прошёл в Москве 14 ноября. В мероприятии, организованном Российским экспортным центром, приняли участие около трёх тысяч гостей — отечественных экспортёров, представителей иностранных покупателей и профессионального сообщества. Подробнее с программой форума можно ознакомиться на сайте Российского экспортного центра.

О других событиях с участием генерального директора Исследовательского центра Международная торговля и интеграция Владимира Саламатова вы можете узнать на нашем сайте в разделах «Новости» и «Интервью».