Авторы
Владимир Юрьевич Саламатов
Максим Алексеевич Воробьев
16 января 2019
Рост до 250 млрд к 2024 году - амбициозные задачи российского несырьевого экспорта. Реально ли это?

16 января Владимир Саламатов принял участие в экспертной дискуссии Гайдаровского форума: «Экспорт регионов России: от плана к действию».

Владимир Саламатов напомнил участникам дискуссии, что рост экспорта несырьевых товаров до 250 млрд к 2024 году – цель, установленная Президентом Российской Федерации.

«Для выполнения этой задачи среднегодовой темп прироста несырьевого неэнергетического экспорта должен составлять 11%. Требуется детальная проработка целевых показателей на всех уровнях, в первую очередь на региональном», - Владимир Саламатов, Генеральный директор Исследовательского центра Международная торговля и интеграция (ITI)

В середине 2018 года Российский экспортный центр (АО «РЭЦ») совместно с профильными ведомствами, экспертами и представителями бизнеса подготовил национальный проект «Международная кооперация и экспорт», его цель – вывести российскую экономику на новый виток развития. Генеральный директор АО «РЭЦ» Андрей Слепнев подчеркнул, что доля российских предприятий в общем объеме экспорта составляет лишь 0,8%, в связи с этим, необходимо сосредоточиться на «поголовном увеличении» российских экспортеров. АО «РЭЦ» уже приступил к выполнению этой задачи: у каждого российского экспортера закреплен свой консультирующий менеджер; подготовлены соответствующие акселераторы; создаются дополнительные финансовые и нефинансовые меры поддержки.

В рейтинг 50-ти экспортирующих субъектов России вошел Пермский край. В 2018 году объем экспорта региона в денежном эквиваленте составил 5 млрд долл., в том числе 3,7 млрд долларов несырьевого неэнергетического экспорта. По мнению Министра экономического развития и инвестиций Пермского края, Максима Колесникова, роль региональной власти в развитии экспорта заключается в предоставлении помощи экспортирующим компаниям и тем, кто только планирует выйти на экспорт. Власти края всячески поддерживают менторские миссии, формируют фокус-группы, проводят опросы экспортирующих компаний о выставках, которые могли бы их интересовать, и организовывают такие выставки.

Андрей Спартак, директор ОАО «Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт», напомнил о большом потенциале экспорта услуг: «Торговля услугами, прежде всего, услугами, которые будут торговаться в цифровой среде, безусловно, имеет колоссальный потенциал. Более того, в цифровой среде ранее не торгуемые виды услуг становятся торгуемыми». Такой вид экспорта распределён не равномерно: 52% приходится на Москву, 10% – на Санкт-Петербург, 5% – на Нижегородскую область, еще 3% – на Московскую область, остальное – услуги, оказываемые физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и именно здесь скрыт большой резерв для развития.

На мировой арене экспорт услуг из России занимает всего 1% (товаров – около 2%). Андрей Спартак считает, что основная проблема такого «скромного» участия заключается в сложности кредитования экспортеров услуг: «У экспортеров цифровых услуг существует проблема получения кредитов. Во-первых, потому что у нас есть проблемы с постановкой нематериальных активов на баланс. Во-вторых, проблема принятия этих нематериальных активов как залогового обеспечения. Поэтому здесь регионы могли бы выдавать различные квази-гарантии для облегчения доступа к системе государственной поддержки экспорта».

Поддержать экспорт помогут акселераторы, считает директор дивизиона по внешнеэкономической деятельности ПАО «Сбербанк» Наталья Голудина. В мае 2018 года компания приступила к реализации предметных акселератов. Например, Bankofpartners.com – действующая онлайн платформа для экспортеров и импортеров, экспортный акселератор, позволяющий проверить контрагентов, изучить аналитику и получить онлайн консультации.

Основные факторы успеха акселераторов обозначил Михаил Хомич, заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики: участие Правительства; участие руководства компании в акселераторе; наличие наставничества (в Республике Правительство организует встречи с потенциальными экспортерами стабильно раз в полтора месяца); поддержание дисциплины и исключение не заинтересованных участников. Удмуртская Республика занимает второе место среди экспортирующих регионов России. Центральную роль в политике региона занимает используемая CRM-система, которая позволяет отслеживать статус каждой компании-экспортера.

В целом, участники дискуссии сошлись во мнении о том, что увеличение объемов экспорта – задача, к решению которой необходимо подходить комплексно, подключать и губернаторов, и министров, и бизнес. В ближайшее время необходимо добиться качественных изменений в работе институтов развития и поддержки экспорта. Помочь и показать малому бизнесу на местах: как довести продукцию до потребителя, кто даст кредит, кто поможет оформить разрешительные документы на продукцию? Действуя совместными усилиями на всех уровнях, мы, действительно, сможем добиться роста экспорта несырьевых товаров до 250 млрд к 2024 году.  

Авторы
Владимир Юрьевич Саламатов
Максим Алексеевич Воробьев