09 июля 2020
Формирование экологической ответственности. Добровольная сертификация против зелёного отмывания

Денис Журбенко, младший эксперт ООО «МТИ-Сертификация», представляет продолжение исследования, посвящённого экологической сертификации. В материале рассматривается принятый в январе 2020 года закон об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, а также такие явления, как гринвошинг, зелёное отмывание и экокамуфляж.

На сегодняшний день способы решения проблем, вызванных изменением климата, как и экологическая повестка, крайне актуальны. Вопрос важности мер, направленных на решение данного вопроса, сменился риторикой об их соответствии целям проводимой зелёной политики. Первым шагом стало внедрение экологической сертификации, которое позволило установить стандарты и критерии соответствия. На этой основе стал формироваться пул компаний, так или иначе осуществляющих свою деятельность с должной ответственностью перед природой и будущими поколениями. На этом этапе экологическая сертификация подразумевала сертификацию готовых изделий, производственного процесса или его элементов. Второй шаг — сертификация поставщиков, деталей и элементов сборочного процесса, что позволило сформировать всё расширяющуюся систему предприятий и подотраслей, а возможно и секторов экономики, с высоким потенциалом к устойчивому развитию.

В статье «Влияние экологической сертификации поставщиков на успех компании» мы уже говорили о преимуществах, которые даёт зелёная сертификация, таких как повышение качества используемых материалов и прямое влияние на жизненный цикл конечного продукта и его стоимость.

Однако всё чаще эксперты сообщают о попытках получить преимущества, которые имеет продукт, прошедший экологическую сертификацию, посредством предоставления ложных сведений о своей продукции или деятельности, а также ложной маркировки.

К таким попыткам относится явление гринвошинга. Этот термин происходит от английских слов green (зелёный, экологичный) и whitewashing (отбеливание репутации) и буквально означает «зелёное отмывание», в некоторых случаях на русский язык переводится как «зелёный камуфляж». Суть этого явления заключается в недобросовестном использовании экологической маркировки, информировании потенциального покупателя или клиента о мнимой экологичности своей продукции или услуги, искажении данных. Существует также понятие «чёрный гринвошинг», когда на упаковку наносится знак экосертификата, которого производитель на самом деле не имеет.

С ростом популярности экологизации увеличивается и частота случаев гринвошинга. В ответ на этот негативный тренд правительства разных стран формируют новые нормативно-правовые акты и прибегают к ужесточению уже существующих, чтобы минимизировать случаи введения потребителей в заблуждение.

В настоящее время в России ведётся активная деятельность в соответствии с указаниями Президента, направленная на устойчивое развитие и создание в стране современных секторов экологически чистого производства. Мероприятия включают ряд различных мер, в том числе разработку национальных стандартов, помощь производителям в переходе к интегрированному производству.

С 1 января в России вступил в силу закон об органической продукции. Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции (далее — производство органической продукции) [1]. Установлена экомаркировка единого образца «Листок жизни».

Фото из источника: https://ecounion.ru/sertifikacziya/listok-zhizni/

Таким образом потенциальный покупатель сможет понять, что продукция произведена без применения агрохимикатов, антибиотиков, гормональных препаратов. Знак органической продукции единого образца должен обеспечивать возможность нанесения и считывания сведений о производителях органической продукции и видах производимой ими органической продукции, содержащихся в едином государственном реестре производителей органической продукции, с использованием технических средств.

Фото из источника: https://ecounion.ru/companies/ooo-ekologicheskaya-ferma-alyohovshhina/

Принятие закона особенно актуально в плане минимизации гринвошинга. До настоящего времени основным документом, регламентирующим нанесение экомаркировки, был ГОСТ Р ИСО 14021‑2000 «Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II)», согласно которому производитель или продавец товара имеет право наносить на этикетку любую экологическую информацию без обязательного подтверждения. Как правило, подобный подход приводит к необоснованным заявлениям об экологичности.

Теперь, согласно принятому закону, подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации для установления соответствия производства органической продукции действующим в России национальным, межгосударственным и международным стандартам в сфере производства органической продукции. Добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется аккредитованными в области производства органической продукции органами по сертификации. Такой подход во многом схож с европейскими системами маркировки, такими как, например, эколейбл ЕС. Ряд эколейблов требует подтверждения соответствия в заранее оговоренных (прописанных в правилах лейбла) органах по сертификации.

Экологическая инициатива поддерживается и авторами проекта Закона об экологически чистой продукции, разрабатываемого Минсельхозом [2]. Планируется, что для информирования потребителей о производителях экологически чистой продукции будет создан единый государственный реестр. В свою очередь производители после подтверждения соответствия производства экологически чистой продукции получат право разместить на упаковке специальную маркировку.

Многие эксперты отмечают положительный эффект от государственного контроля гринвошинга, но вместе с тем заявляют о необходимости повышения уровня информированности граждан. Популяризации экологической грамотности во многом способствует частный сектор, это компании, которые занимаются независимой сертификацией и подтверждением соответствия определённым стандартам.

Коллаборация сил государства и частного сектора позволит ускорить развитие экологической культуры и экологической грамотности в нашей стране, популяризовать сертификацию, так чтобы компании видели в ней больше выгод.

Об инициативах по выявлению истинных устойчивых предприятий в различных странах мира, направленных на улучшение и «очищение» экологической коммуникации между производителем и потребителем, читайте в нашем следующем материале, который будет опубликован в ближайшее время. Следите за обновлениями!


[1] Федеральный закон от 03.08.2018 N 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304017/)
[2] Минсельхоз России предлагает законодательно закрепить критерии определения экологически чистой продукции (http://www.consultant.ru/law/hotdocs/58425.html/)