Авторы
Денис Алексеевич Журбенко
06 мая 2020
Влияние экологической сертификации поставщиков на успех компании

Денис Журбенко, младший эксперт ООО «МТИ-Сертификация», представляет статью о влиянии экологической сертификации поставщиков на успешность компании, а также о влиянии пандемии COVID-19 на внедрение экологических инноваций.

Тренд на экологичное производство достаточно давно устоялся во многих отраслях. Более того, повышение устойчивости производства воспринимается таким же неотъемлемым его компонентом, как контроль качества, а экологические стандарты применяются наряду с техническими. Если раньше сертифицировались компоненты сборочного процесса — ресурсы, детали, готовые изделия, производственные процессы, организация и интегрированные системы, обеспечивающие надлежащее их выполнение, — то в настоящее время к перечисленному списку добавляется всё большее количество объектов экологической сертификации. Конечно, более известна маркировка готовой продукции, но в то же время популярность приобретает сертификация, всё детальнее проникающая в процесс производства. Она может затрагивать как сам процесс, так и непосредственно технические элементы. Известен ряд экологических маркировок: Nordic Swan для скандинавских организаций, немецкий Blue Аngel, EU Ecolabel Европейского союза, международные EPEAT и Greenguard. Применяющая их организация заявляет о том, что она придерживается стандартов устойчивого развития, тем самым повышая доверие к себе и приобретая конкурентное преимущество.

Хорошим примером является Volkswagen. Для немецкого производителя устойчивость означает достижение экономических, социальных и экологических целей одновременно. Компания недавно пострадала от скандала экологической направленности (Dieselgate), когда был выявлен ряд махинаций со стандартами двигателей, и понесла значительные коммерческие и репутационные убытки. Оптимизировав структуру производства, проведя повторную оценку соответствия, компания приняла решение производить всё более экологичные автомобили. Так, производственные выбросы приближаются к нулю, что очень хорошо для окружающей среды, однако это лишь часть экологической политики автоконцерна.

Как уже было упомянуто, актуальна и важна экологическая сертификация производственных процессов, компонентов и сырья. Volkswagen добивается от своих поставщиков сертификации Blue Аngel и, стоит отметить, достиг существенного успеха в экологизации производственных процессов. В период с 2010 по 2019 год Volkswagen снизил воздействие на окружающую среду в пересчёте на выпускаемый автомобиль более чем на 37%.

Известно, что создание автомобилей включает в себя сложные производственные процессы, которые обычно не соответствуют нормам экологичности. Так, автомобили сделаны из металла, имеют много пластиковых и кожаных деталей, их нужно красить, а различные компоненты для достижения конечной сборки преодолевают большие расстояния. Данные процессы оказывают большое воздействие на окружающую среду. Для снижения такого воздействия Volkswagen только за последние два года сократил выбросы CO2, образующиеся в процессе производства одного транспортного средства, на 10%.

Достигнутые результаты сказались и на бизнесе. Только в этом году ожидается рост производительности на 6%, что снижает производственные затраты на автомобиль и оправдывает инвестиции в зелёные технологии. Volkswagen находится на пути к достижению своей цели повышения производительности на 30% в период с 2016 по 2025 год. Текущие показатели на самом деле даже оптимистичнее, чем первоначально планировалось. Volkswagen пытается разработать устойчивый, социально ответственный и рентабельный режим работы, и пока он работает отлично. В конечном итоге группа хочет создать достаточный стимул, чтобы все чтобы все компании, задействованные в цепочке поставок, переосмыслили свои производственные процессы и преобразовали свой бизнес в максимально устойчивый.

Таким образом, данный автопроизводитель, один из крупнейших в мире, демонстрирует тренд, который пока что наблюдается среди крупных компаний на Западе, но, предположительно, распространится и на предприятия малого и среднего бизнеса. Более того, постепенно ему станут подвержены и компании из развивающихся стран, в первую очередь те, что имеют общий бизнес с устойчивыми компаниями. Внедрение экологической сертификации производства, и особенно поставщиков, несёт достаточное количество издержек, что замедлит этот процесс, если не будут приняты меры его поддержки, как, например, государственные, выражающиеся в субсидировании или особом налоговом режиме (что уже обсуждалось в прошлом году), когда Министерство финансов разместило проект по введению так называемого экологического налога[1].

Конечно, учитывая пандемию COVID-19, внедрение экологических инноваций ещё больше замедлится, однако их дальнейшее развитие неоспоримо.

Сегодня ценность экологической сертификации выражается не только в генерировании дополнительной прибыли, как это было раньше, но и в непосредственном воздействии на финансовое состояние компаний. Скорое внедрение экологической сертификации поставщиков, в свою очередь, ускорит процесс перехода малых и средних предприятий на стандарты устойчивого развития и откроет для них новые рынки.

Также предлагаем вам ознакомиться со справочным материалом о торговых мерах, применяемых членами ВТО для обеспечения защиты от пандемии COVID-19, подготовленным экспертами Исследовательского центра Международная торговля и интеграция.


[1] https://regulation.gov.ru/projects#npa=83016

Авторы
Денис Алексеевич Журбенко