09 апреля 2020
Новая жизнь без Lamborghini: как Россия останется без итальянского импорта

Владимир Саламатов для Forbes Russia: Пандемия коронавируса нанесла итальянской экономике, начавшей вместе со всем Евросоюзом сбавлять темпы еще в прошлом году, смертельный удар. Что это значит для российских покупателей?

Появление в мировой экономике «черного лебедя» пандемии COVID-19 в первую очередь ударило по цепочкам поставок продукции и создало серьезные риски для всех участников логистического рынка, включая производителей. Италия является третьей по величине экономикой ЕС, глубоко интегрированной в мировые производственные процессы. На данный момент более 70% производств в Италии закрыты на карантин, а пропускная способность транспортной инфраструктуры сократилась примерно на 75%. Исходя из этой говорящей статистики, можно с уверенностью прогнозировать, что карантинные меры в Италии непосредственно скажутся на организации и объемах поставок из Италии в третьи страны, в том числе и в Россию.

Россия — пятый по величине торговый партнер Италии по стоимостному объему экспортированной продукции в 2019 году (исключая экспорт в страны-члены ЕС) после США, Швейцарии, Китая и Турции. Согласно данным International Trade Center (ITC), в 2019 году экспорт Италии в Россию составил $8,8 млрд. В основном Италия экспортирует в Россию иммунные сыворотки и фракции; мебель; краны, клапаны и вентили; обувь; лекарственные средства; машины и промышленное оборудование; одежду; механические устройства; виноградные вина; части и принадлежности моторных транспортных средств; насосы; турбореактивные двигатели; чемоданы и сумки, и т. д.

С точки зрения транспортировки, экспортные потоки Италии в Россию (по данным Eurostat) критически зависят от автомобильного транспорта: на него приходится более 70% общего стоимостного объема поставок. Следом идет воздушный, морской и железнодорожный транспорт. Из-за ограниченной пропускной способности инфраструктуры многие транспортные операторы повышают ставки на грузоперевозки, что создает дополнительные барьеры для торговли между Италией и Россией. Однако железнодорожное транспортное сообщение внутри ЕС и с третьими странами кажется наиболее надежным на фоне остальных видов транспорта, так как оно продолжает функционировать. Те грузоотправители, которые не успели подстроиться к новым реалиям транспортного рынка и перейти на отгрузку продукции по железной дороге, будут наиболее подвержены рискам.

Однако в первую очередь поставки будут нарушены из-за приостановки производства в Италии. Согласно данным Индекса менеджеров по закупкам (PMI) на 1 апреля 2020 года, производственная активность в Италии сократилась на 17,2% по сравнению с 2 марта 2020 года. Крупнейший итальянский производитель электронных и электромеханических компонентов для автомобилей MTA приостановил работу своих производственных площадок, в первую очередь в Кодоньо, а в результате приостановили свою деятельность и компании FCA Mirafiori, Cassino, Melfi и Sevel, Renault, BMW и Peugeot. Заводы итальянских производителей Lamborghini, Ducati также будут простаивать.

Снижение производственных мощностей в Италии оказывает косвенное влияние на импорт России автомобилей и других товаров из других европейских стран, так как экономики стран-членов ЕС тесно взаимосвязаны цепочками добавленной стоимости. Ford Motor остановил производство в Валенсии, Кельне, Крайове, Зарлуи. Volkswagen также закрыл свои заводы в Германии, Словакии, Испании и Португалии. Airbus приостановил производство и сборку на своих заводах во Франции и Испании.

Из-за коронавируса с проблемами могут столкнуться потребители итальянских деликатесов, парфюмерии и вина — главной товарной позиции в структуре продовольственного импорта России из Италии (вино составляет 3,4% стоимостного объема импорта России из Италии в 2019 году). В Италии проходит крупнейшая международная выставка косметической промышленности Cosmoprof Bologna, но в 2020 году дата ее проведения была перенесена на июнь. Стоит отметить, что к настоящему времени поставки в целом не прекратились, а имеющихся запасов товаров хватит до начала лета.

Трудности с поставками из Италии также уже испытывают продавцы обуви и сантехники. Часть ассортимента итальянской сантехники уже не доступна потребителям. Участники рынка прогнозируют, что на замену временно выбывшим позициям придет аналогичная продукция российского производства.

Гораздо более серьезная проблема связана с поставками медикаментов и фармпрепаратов. По итогам 2019 года в структуре импорта России из Италии лидировали именно фармацевтические товары (9,1% стоимостного объема импорта России из Италии), в первую очередь — алкалоидные лекарственные средства (к ним относятся, например, антиаритмические, противокашлевые, противоопухолевые, сосудорасширяющие, противомалярийные препараты): на эту товарную позицию приходилось 5,4% стоимостного объема российского импорта из Италии. На втором месте — лекарственные средства, содержащие антибиотики: 1,2% стоимостного объема российского импорта из Италии. Общий объем импорта итальянской фармацевтической продукции и ингредиентов по итогам 2019 года составил около $1 млрд.

Вероятнее всего, в связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой и обусловленным ею высоким внутренним спросом объем поставок таких товаров в Россию из Италии в ближайшее время сократится. Согласно данным RNC Pharma, на текущий момент с проблемами поставок в основном сталкиваются компании, производящие противовирусные препараты, в частности, это касается и отечественного «Арбидола». При этом некоторые участники российского рынка заявляют, что имеют запасы фармацевтических препаратов, объем которых позволит продержаться без импортных поставок несколько месяцев. Поэтому в ближайшее время нет оснований ожидать дефицита лекарств на российском рынке.

Принимая во внимание важность торговли с Италией для России, экономикам обеих стран предстоит пройти процесс адаптации к произошедшим изменениям. На текущий момент в полной мере оценить влияние пандемии на объемы торговли Италии с Россией не представляется возможным из-за отсутствия новых статистических данных, однако российским компаниям уже сейчас необходимо оценивать возникающие риски и разрабатывать меры по борьбе с похожими явлениями в будущем.